Детская агрессия

Для начала уточним, что агрессия – это враждебное и разрушающее поведение, а агрессивность – это черта личности, которая определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а также стилем общения и воспитания в семье.

Стоит помнить, что агрессивное поведение не всегда обусловлено агрессивностью, и наоборот. Например, за агрессивным поведением может стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками. Или ситуативно ребенку сейчас больно, или его обидели, и он расстроен, или напуган, или утомлен.

Как сказано ранее, причинами являются биологические и социально-психологические факторы. К первой группе относятся – особенности темперамента: так более склонными к агрессии являются дети-холерики, а наименее – дети-флегматики. Это обусловлено степенью активности и эмоциональной неуравновешенности нервной системы. Также всплески агрессивности тесно связаны с возрастными кризисами, которые проходит ребёнок.

Ко второй группе факторов можно отнести семейные отношения такие как: авторитарный стиль воспитания, агрессивное поведение родителей, частые конфликты в семье, недостаток внимания со стороны родителей. Чем больше в семейной системе проявления агрессии и неуважения, оскорблений, физического наказания, жестких рамок поведения, не допущения самостоятельности, безразличия и нелюбви, тем больше агрессии в ребенке. К социальным воздействиям относятся особенности коллектива – поведение педагогов и сверстников, жесткие правила и запреты в самовыражении, телевидение, социальные сети, компьютерные игры, шумовой фон, отсутствие своего личного пространства.

В итоге напомню, во-первых, злость – это естественная эмоция человека, и ей должно быть место. Во-вторых, агрессивная энергия ребенка должна находить выход, ибо противоестественно и крайне вредно для здоровья ребенка блокировать ее.   

Какой бывает детская агрессия?

Чаще всего встречаются следующие:

  • Физическая – использование физической силы против кого-то или чего-то;
  • Вербальная (словесная) – проявление грубости речи, обидные, оскорбительные слова, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой форме;
  • Аутоагрессия – агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, самоповреждении.

С первым типом агрессивного поведения все более или менее понятно, остановимся на второй категории. Вербальная агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно задеть другого (обидеть, оскорбить), во втором случае, чаще всего носит защитный характер , и ребенок выплескивает таким образом свое недовольство сложившейся ситуацией или негативные эмоции, протест.

Как справиться? Существует несколько действенных методов:

  • Игнорирование. Если поведение является неугрожающим, то можно не включаться эмоционально и промолчать, чтобы остановить «агрессора».
  • Компромисс. Нужно выслушать ребенка, понять его требования и, по возможности, частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы.
  • Переключение внимания. Если агрессия не целенаправлена, то можно попытаться переключить ребёнка на конструктивную деятельность, интересное занятие, рассказать новую интересную информацию.
  • Прямое порицание. Когда агрессивное поведение ребенка носит целенаправленный и угрожающий характер, тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение. .Но делать это надо корректной в форме, и лучше используя «Я-сообщения». Например: «Мне не нравится, когда дети так грубо ругаются, это очень некрасиво! Прекрати, пожалуйста!».
  • Выпускание пара. Дайте возможность ребенку выговориться, если это позволяет ситуация, выслушайте его. Когда он успокоится, можно обсудить ситуацию.
  • Мусорная корзина. Суть способа в том, что ребенку разрешают ругаться, но ставят строгие пространственные ограничения – ругаться только в определенном месте, там, где стоит мусорное ведро. Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

Аутоагрессия у детей.

Аутоагрессией называется поведение, когда ребенок направляет агрессию на самого себя. Попробуем разобраться. Первое: нужно понимать, что такое поведение – это всегда реакция на стрессовую ситуацию, в которой оказался ребенок. Второе: так поступают дети, которые в силу различных причин не могут нанести обидчику ответный «удар». Обидчик недосягаем, или это самый близкий и любимый человек. И становится понятным, что аутоагрессия - это смещенная агрессия.

Иногда подобное поведение возникает у ребенка в ответ на собственные неудачные действия, которые могут вызвать неудовольствие у взрослых. Например, ребенок ругает себя: «Я грязнуля! Я ничего не умею!», потому что знает, что мама всегда ругает за неопрятность. Кроме того, аутоагрессиия легче всего формируется у детей, которые эмоционально изолированы, т.е. не имеют полноценного эмоционального контакта с родителями, теплоты и любви матери. Чем строже мама, и чем чаще она критикует ребенка, тем быстрее может проявиться аутоагрессия. Такой ребенок в последствии имеет низкую самооценку (занижает свои возможности и способности) и проблемы в общении.  

Ребенок младшего возраста проявляет аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают, поскольку еще не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Дошкольники проявляют аутоагрессию уже осмысленно. И движет ими зачастую познавательный интерес («Что будет, если?..»). Или же чувство вины за расстроенное или рассерженное состояние родителей («Я что-то сделал не так, меня накажут, лучше я сам себя накажу»).

Младшие школьники проявляют аутоагрессию реже, и часто она выступает способом манипуляции родителями, часто это происходит из-за недостатка внимания со стороны родителей. Или же ребенок может чувствовать, что не соответствует ожиданиям родителей, и начинает  наказывать себя сам, боясь гнева.

Как помочь агрессивному ребенку?

Безусловно, агрессивное поведение ребёнка вызывает у взрослого негативные эмоции, но именно они закрепляют такие сценарии поступков! Поэтому, нужно понять потребность ребенка, которая стоит за таким поведением, и помочь найти экологичные способы выражения негативных эмоций.

Часто агрессивность - это сигнал о том, что ребенку эмоционально тяжело. Он может быть тревожен, иметь низкую самооценку, глубоко ощущать свою отверженность и ненужность.

Что нужно агрессивному ребенку?

  • спокойное и доброжелательное отношение, эмоциональная поддержка;
  • делать акцент на сильных и положительных сторонах поведения и качествах ребенка;
  • предлагать приемлемые способы выражения гнева и раздражения (игры и упражнения);
  • говорить с ребенком о своих чувствах и желаниях, учить распознавать эмоциональные переживания свои и других людей, анализировать ситуации;
  • заранее настраивать ребенка на предстоящую неприятную ситуацию;
  • чаще играть в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями;
  • рассказывать ребенку о своем опыте проживания трудных ситуаций, о своих победах и поражениях.